Как называются лыжи на воде. Начинающим: Как выбрать водные лыжи

Говорила ли я вам, что у меня депрессия? Всё валится из рук и ничего не радует. Даже проверенные средства не помогают.
Что нам "наше ффсё" поэт Пушкин советовал? "Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро". Хороший совет, мне нравится.
Ну, от шампанского у меня делаются, пардон, ветры в животе. И головная боль. Ему я предпочитаю глитнвейн.
Чтение "Женитьбы Фигаро" успешно заменял поход в театр. Обычно в оперетту. Или в оперный. На какую-нибудь весёлую пьесу, а не только "Фигаро".
И вот итоги "лечения".
От глинтвейна (точнее, от вина) болит желудок. С завидным постоянством.
От спектакля нет такого впечатления, как обычно. Хотя слушали "Любовный напиток" Доницетти. Выводы после театра необычные и даже нестандартные. Девочковые. Выражаются песенкою (пою пригорюнившись) "хорошааа я, хорошааа, да плохо одеееетааа".
Блин, все проверенные средства мимо кассы.

Вот пойду-ка я на лыыыжиках покатаюсь. Это:
1) бесплатно,
2) полезно для растрясания толстой попы, наеденной за праздники,
3) обычно поднимает настроение.
Выглянула утром в воскресенье в окошко - а там снег идёт. То что надо! Потому что от моего дома до Лосиного острова 2,5 км. Пешкадралом с лыжами в руках долго и противно. А когда снег, то вдоль Яузы можно ехать прямо на лыжах. Надеюсь, дорожку пока не почистили! И не утоптали гуляющие.
Беру лыжи, фотоаппарат и решаю доехать до конца Абрамцевской просеки. Посмотреть, что там. Хотя, по правде, я знаю, что. Она упирается в Московскую кольцевую.
Итак, я приглашаю вас на лыжную прогулку в ЛО, что переводится, как "Лосиный Остров". Идёмте!

Но сначала расскажу вам немного о географическом положении и об истории Лосиного Острова.

География.
"Лосиный Остров" расположен на северо - востоке Москвы. Часть его, чуть меньше трети, находится в черте города. Остальное - в ближнем Подмосковье. Начинается "Лосиный Остров" от парка "Сокольники" и продолжается за МКАД до Мытищ, Королева, Щелкова и Балашихи, образуя своего рода зеленый клин между Ярославским и Щелковским шоссе. Наибольшая протяженность с запада на восток 22 км, с севера на юг 10 км. Он состоит из шести лесопарков: два из них, Яузский и Лосиноостровский, находятся в черте города, остальные - Мытищинский, Алексеевский, Лосинопогонный, Щелковский - в области.
На территории города ЛО образует как бы лесной треугольник, вершина которого упирается в Сокольники, по одной стороне - Ярославское шоссе и жилые кварталы округа "Ярославский", другая сторона - Щёлковское шоссе, районы "Борогродское" и "Гольяново", ну а третья сторона - МКАД. Про замкадье я сейчас рассказыват не буду, на лыжах туда ни разу не ходила, только пару раз на велике ездила
На карте местность можно посмотреть

История.
Почему "Лосиный Остров" так называется? "Островом", в охотничьем значении этого слова, именовался лес среди поля. Псовая охота была возможна в местах, где лес и поле перемежаются - гончие, преследуя зверя в лесу, выгоняют его на поле, а здесь в дело вступают борзые. "Лосиный" - по обилию этих животных. Они встречаются и теперь. Я и сама видела лосей на просеке, где ЛЭП. Несколько раз, прошлой и позапрошлой зимой.
Первое документальное упоминание о местности, за которой к началу XVIII в. закрепилось название "Лосиный остров", относится к 1339 г. История этого лесного массива с великокняжескими и царскими охотами особенно связана с именем царя Алексея Михайловича. "Государеву заповедную рощу", так когда-то называли этот лесной массив, строго охраняли. Пойманного нарушителя природоохранного режима сурово наказывали. Благодаря этим мерам, вековые леса Острова вплоть до XIX в. оставались практически нетронутыми.
В 1842 году здесь было проведено первое в России лесоустройство, что положило начало научной организации ведения лесного хозяйства, а идея создания национального парка была впервые высказана учеными в 1909 году. В 1934 году Лосиный Остров включен в 50-километровый «зеленый пояс» вокруг Москвы. С 1983 - ЛО является национальным парком.

Ну, что-то я увлеклась. Итак, едем на лыжиках вдоль Яузы.

Справа от меня Яуза, за ней - Проспект Мира, вдали памятник "Рабочий и колхозница ". Видите?
Слева - Ростокинский акведук . Который сам по себе тоже исторический памятник. Вот он:

Его строительство началось в 1780 г., во времена правления Екатерины П и продолжалось 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году. Это строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги), поэтому в народе прозван "Миллионным мостом". Вообще-то акведук является обычным водоводом в виде моста через реку Яузу. Это сохранившаяся часть такого глобального сооружения, как Мытищинский самотёчный водопровод. Его можно называть первым водопроводом в России, до этого был только небольшой водопровод в Кремле. Интересно, что водопровод был самотёчной, а именно вода текла сама, благодаря перепаду высот. Общая длина водопровода достигала 26 км. Вода подавалась, как вы догадались, из Мытищинских ключей в Москву. Акведуков в водопроводе было 5, до наших дней сохранился только Ростокинский.

Ой, что-то меня снова занесло в краеведческие дебри. Я ведь вас на лыжах пригласила, а не на экскурсию. Проходим в "акведучную" арку.
Вдоль Яузы идёт парковая зона, кстати её сравнительно недавно сделали-облагородили. В 90-х там были самозахватные огороды, кусты и буераки. А теперь дорожки и вообще благолепие. Которое портят ничейные собаки из близлежащих гаражей. Могут покусать. Но сейчас их нету. Зато много гуляющих, с дитями и без детей, местных жителей. Дорожку скоро утопчут и ехать на лыжах можно будет только "коньком", а я не умею. Пока снег, надо поторопиться. Вот и ж/д мост. Ярославская железная дорога пересекает Яузу. Нам под мост. И вот он, лес. Уходим от реки налево. Пересекаем маленькую высоковольтку.

В ЛО две высоковольтные линии "большая" и "маленькая". Ещё его разрезали две окружные дороги, ж-д и автомобильная. Первая, Окружная ж/д, была границей города в начале 20 века, автомобильная - его граница сейчас. Да вы это и сами знаете.
Ещё есть 2 основные просеки. Бумажная и Абрамцевская. Бумажная идёт параллельно Ярославскому шоссе, Абрамцевская пересекает её под прямым углом и ведёт в Гольяново. Вернее, она упирается в МКАД, но если с неё свернуть направо (там множество дорожек), то жилые районы совсем рядом. Сейчас я хочу попасть в начало Абрамцевской просеки. А начинается она от станции Белокаменная Окружной ж/д. Вот к ней я сейчас и еду по одной из просек.

Эта "ближняя" к моему дому часть ЛО расположена между Окружной Ж\д и речкой Яуза.

В лесу красиво.

Пересекаю Яузскую аллею, которая вполне себе шоссе с редкими машинами. Ещё немножко - а вот и Окружная ж/д. Нам под мост, по которому как раз едет снегоочиститель.

За Окружной находятся стрёмные руины. С одной стороны развалины какой-то фабрики, с другой - разрушенная промзона станции Белокаменная.

Ехать тут довольно страшно. Всё время кажется, что в руинах прячутся какие-то криминальные личности или маньяки. Хотя по здравому размышлению понятно, что никого нет. Кто же будет там сидеть зимой в мороз? Но на всякий случай я катаюсь мимо только в выходные. Потому что кроме меня бывает много лыжников. А в будни - полное безлюдье. Жутковатое место. Когда сын был ещё школьником, он терпеть не мог кататься там. Если я звала его поехать на велосипеде, мы выходили и я сворачивала в сторону ЛО, а не к Ботаническому саду, он просто отказывался ехать вообще.
Эта дорожка с руинами справа и слева и есть начало Абрамцевской просеки.

Это руины дома лесника. В бывшем саду летом живут бомжи.
А сейчас, разъезжаясь со встречными лыжниками, еду дальше. Ещё чуть-чуть и вот ещё одна местная достопримечательность. Таинственная ж/д ветка.

Сейчас рельсов не видно под свежим снегом, но иногда по ней что-то ходит. И ведёт она от Окружной ж/д к военной части, спрятанной в лесу. Почитать про это можно

Но вот дорожку преграждают упавшие деревья.

Приходиться перелезать через них.
Справа начинается забор. Это ж/д больница. Вернее, её тылы. Я знаю, что здесь под снегом есть асфальт, который на Абрамцевской просеке не везде. Поэтому весной бегать и кататься на велосипеде здесь сложно - слишком грязно. Там, где были упавшие деревья - это участок с огромными лужами и грязью по колено. Асфальта на этом куске нет.
В конце забора видна Бумажная просека. Здесь перекрёсток, на котором в октябре был старт (и стартовый городок) первого клубного марафона IRC - Лосиный остров Скажу для тех, кто незнает: IRC - это "Интернет Беговой Клуб", в котором я состою. Поэтому принимала участие в том марафоне в качестве волонтёра-помощника.
Ита-ак, пересекли Бумажную просеку и поехали дальше. Через какое-то время слева начинается забор. Это ещё одна больница, в народе именуемая "Кремлёвкой".
Возле её проходной остановка автобуса. Я шлёпаю по асфальту на лыжах. Дальше лыжни просто нет. Потому что уже близко Гольяново и по дорожке туда-сюда гуляют местные жители, в большинстве пенсионеры.

Публика встречается преинтересная. Например, старички в квадратных шапках ушанках и в дублёнках "привет, восьмидесятые", бабульки в длинных "треугольных" шубах. Идут медленно, переваливаясь с ноги на ногу. Ещё видела старичка, бодро шедшего с двумя дубинками в руках. На мой вопрос, "что это?" дед жизнерадостно закричал: "Я теперь по-новому хожу! Скандинавская ходьба называется!"
А вот и большая высоковольтка.

Дома вдалеке - это и есть Гольяново.
Пересекаю её. Мне надо всё время прямо. Здесь я повстречала двух толстеньких тёток, бодро шагавших с лыжными палками в руках. На мой вопрос "а где же лыжи?" они весело ответили, что "Лыжи будут потом. Знаете, как в анекдоте, когда плавать научитесь, тогда в бассейн воды нальют!" Всё ясно, у них тоже "скандинавская ходьба". Обогнав весёлых тёток я покатила дальше. А вот и конец пути. Абрамцевская просека упирается в МКАД.

А лыжня поворачивает направо, в Гольяново. Там где-то есть переход через кольцевую, по которому можно попасть в Абрамцево.

Но мне нужно обратно. Потому что на эту прогулку ушло больше времени, чем я рассчитывала. Катаюсь уже 2 часа 40 мин. Потому что часто останавливалась фотографировать, ехала не слишком быстро, да и дорожка почти всё время с небольшим уклоном "в горку". Это особенно заметно, когда летом едешь на велосипеде по Абрамцевской просеке.
Домой я докатила заметно быстрее. За полтора часа. Потому что, во-первых, не останавливалась. А во-вторых, торопилась добраться засветло. И всё равно сумерки застали меня у Ростокинского акведука. У которого есть отличная горка. Теперь там можно взять напрокат "бублик" и покататься в своё удовольствие.

Последний рывок, через проспект Мира - и я дома. Наконец-то. Накатала 24 км. Устала. Выдыхаю: "Фуууххх".
Понравилась прогулка?
А вы катались этой зимой на лыжах?

Водные лыжи - это красивый и увлекательный вид спорта. Сочетание солнца, голубого неба и освежающей воды при занятии на водных лыжах дают этому виду спорта ощущение постоянного праздника. Это один из немногих видов спорта, который способен доставлять постоянное удовольствие от тренировок.

Водные лыжи относятся к относительно простым видам водного спорта.

Для любительского катания на них не нужно какой-либо особенной специальной подготовки или долгого обучения. Достаточно просто показать, как правильно поставить ноги и сделать крепкую хватку руками. Этот вид спорта не требует особой физической силы и доступен как для взрослых, так и для детей.

Принцип передвижения на водных лыжах состоит в том, что человек, находясь на доске, или водных лыжах, передвигается по воде за счет приданной ему скорости. Эта скорость может быть скоростью волны или катера.

Вода, имея свойство объемности, выталкивающей силы и силы поверхностного натяжения создает упругую основу под движущейся доской и, чем выше скорость, тем плотнее вода для воднолыжника.

Наиболее часто используется сила и скорость катера. Лыжи крепятся к нему с помощью специальных тросов.

Существуют парные и одиночные варианты лыж.

Среди одиночных вариантов также разделяют виды:

  • фигурные
  • моно (слаломные) лыжи.

Парные водные лыжи предназначены для совершения более сожных геометрических фигур, пируэтов и прыжков во время катания.

Водные лыжи похожи на лыжи для снега, но они сделаны из специального материала, и имеют свою геометрию для скольжения по воде.

В фигурных лыжах чуток согнуты обе стороны, прыжковые лишь загнуты с одного конца и длинные. Моно лыжа тоже длинная и имеет подогнутый носок, и немного загнутый задник.

Изначально лыжи для воднолыжного спорта делали из тщательно обработанного дерева. Сейчас же изготавливают лыжи из особого пластика, который имеет низкий коэффициент трения и хорошо скользит по воде. Пластиковые лыжи более стабильны и устойчивы на воде из-за специально проделанного профиля. К тому же они более долговечны и надежны.

Основные правила катания на водных лыжах.

В основе воднолыжного спорта лежит катание спортсменов по поверхности воды.

Лыжи прикрепляются к двигающемуся катеру, с помощью которого можно совершать различные прыжки с трамплинов по воде, фигурное катание на лыжах.

Профессиональные спортсмены соревнуются на сложность прохождения маршрутов. Соревнование на одной или двух лыжах происходит на трассе, где расположено шесть буев. Им необходимо без ошибок пройти трассу.

Фигурное катание

Более искусное занятие, поскольку спортсменам необходимо выполнять много разных интересных фигур с поворотами на любой градус.

Желательно выполнить как можно больше разных фигур за два подхода по двадцать секунд . Каждый трюк оценивается в определенное количество баллов. Оценивается сложность сделанных фигур, пируэтов.

С помощью деревянного настила исполняют прыжки с трамплинов.

Длину прыжка измеряют от края отрыва ног от трамплина до касания ног к воде. Для того чтоб правильно прыгнуть необходимо соблюдать технику прыжков. Для совершения прыжков с трамплина, предварительно устанавливается трамплин в воде, на который проезжает лыжник.

Главная его задача - показать "качественный" прыжок с хорошей дистанцией и качеством исполнения.

Водный слалом – это разные маневрирующие движения на скорости, на расстоянии буйков друг от друга.

Существуют много разновидностей воднолыжного спорта. К одной из них можно отнести и знаменитый серфинг . К сожалению, серфинг в России недостаточно популярен, но каким бы воднолыжным видом спорта Вы не занялись он принесет Вам немало приятных минут, здоровье и отличное настроение!

Воднолыжный спорт представляет собой передвижение по воде на специальных водных лыжах, при этом спортсмен держится за трос, соединенный с катером или другим плавсредством, которое обеспечивает движение.

Первые водные лыжи появились в Америке, в штате Миннесота в 1922 году. Ральф Самуэльсон решил поэкспериментировать с зимними лыжами - поставить их на воду. Он взял две сосновые доски, оснастил их специальным крепежом для ног, после чего успешно опробовал свое изобретение на водах ближайшего озера. В 1925 году Ральф впервые попробовал совершить прыжок через трамплин, который он изобрел самостоятельно. Для еще большего адреналина вместо моторной лодки он использовал низколетящий самолет, который оторвался от земли метров на 50.

Однако об этом открытии мало кто знал и в 1925 году американец Фред Уолтер оформил первый патент на водные лыжи с названием «Дельфин». Его то и считают официальным изобретателем этого снаряда и, как следствие, спорта.

Третьим изобретателем водных лыж стал представитель штата Вашингтон - Дон Ибсен. Он, не зная об уже сделанных открытиях, придумал собственную конструкцию, которая во многом была схожа с предыдущими.

Постепенно интерес к этому виду спорта рос и, соответственно, росла его география. С ростом популярности менялся и модернизировался инвентарь для занятия этим спортом. Первые соревнования - слалом - проводились на трассе, буи которой располагались одной прямой линией близко друг к другу. В состязания принимали участие лишь мужчины, имевшие право совершить только три попытки. Фигурное катание на лыжах - еще одно дисциплина водных лыж. Самой сложной фигурой считался проезд на одной лыже, держась ногой за буксировочное кольцо.

В 30-х годах была создана Швейцарская федерация воднолыжного спорта, а так же Ассоциация воднолыжников Америки. Международную воднолыжную федерацию образовали немного позже - в 1946 году. Первые мировые состязания по водным лыжам прошли в Женеве в 1948. После нескольких проведенных чемпионатов мира было решено организовывать такие мероприятия раз в два года, по нечетным годам. Так и началось становление воднолыжного спорта.

В настоящий момент существует несколько дисциплин, которые относятся к воднолыжному спорту. Для начала стоит сказать, что все они делятся на парные (фигурные и прыжковые водные лыжи) и одиночные (фигурные и слаломная монолыжа). Фигурные лыжи коротки, широки, немного загнуты с обоих концов. Прыжковые имеют сильно загнутый нос и большую длину. Слаломная лыжа - длинная, спереди загнута, сужена с задней части.

В слаломе спортсмены соревнуются (на одной или двух лыжах) в прохождении трассы, на которой расположено шесть буёв по обе стороны от линии движения катера; результат определяется числом буёв, правильно обойдённых спортсменом при усложнении условий заездов. В соревнованиях по фигурному катанию спортсмен за два периода по 20 сек каждый должен выполнить возможно большее число различных фигур (повороты на 90, 180, 360 и более градусов, боковые скольжения), каждая из которых оценивается определённым числом очков.

Для прыжков с трамплина используют наклонный деревянный настил с максимальной высотой 180 см для мужчин и 150 см для женщин; скорость катера не более 57 км/ч для мужчин и 45 км/ч для женщин.

Конечно, в чем то водные лыжи схожи с зимними, однако они изготовлены из специального материала, имеют большую ширину и необычную геометрию. Слаломная лыжа имеет еще и киль. Современные водные лыжи изготавливают из пенополиуретана - вспененного пластика, хотя на водных базах еще можно встретить старые деревянные лыжи.

Стоит отметить, что на сегодняшний день воднолыжный спорт стал настолько зрелищным и интересным, что уже в 2004 году один из Национальных Олимпийских комитетов рекомендовал внести его в программу Олимпийских игр. Что ж, возможно совсем скоро такое решение будет принято.

Словарь терминов

Авальман - элемент горнолыжной техники. Суть авальмана заключается в сгибании (подтягивании под себя ног) в стадии вхождения в поворот, разгрузки лыж (путем выпрямления ног), и снова сгибании ног в стадии завершения поворота. В основном применяемся на буграх. Выталкивание лыж вперед с подседом в начале поворота помогает сохранить контакт лыж со снежной поверхностью при смене рельефа трассы.

Апрески (франц. Apres-Ski - “после лыж”). Все то, чем мы можем порадовать себя после покатушек, находясь на горнолыжном курорте: оздоровительные центры, бани, сауны, бары, рестораны, кафе, клубы, шоу и фестивали на горе, экскурсии и даже шопинг.

Биг-эйр (англ. Big-Air - “большой воздух”). Один из элементов фан-парка (сноуборд-парка), трамплин для очень высоких прыжков. Биг-эйром так же называют соревнования (или показательные выступления), на которых спортсмен, прыгая с трамплина, выполняет различные трюки в полете. Общепринятое сокращенное обозначение BA .

Бордеркросс (англ. Boardercross ) - соревнования на скорость с одновременным спуском четырех спортсменов по специально подготовленной трассе, осложненной дополнительными канавами, буграми, трамплинами и т.п. Общепринятое сокращенное обозначение SBX .

Бракаж (франц. B raquage - поворот, отклонение) способ торможения с помощью одновременного разворота разгруженных лыж поперек движения, достигаемый вращающим усилием стоп. Бракаж - прекрасный вариант предповорота при входе в крутой поворот.

Бэккантри (англ. Backcountry - “удалённая местность”). Это, своего рода, синтез горного туризма и катания на горных лыжах/сноуборде. Для тех, кому надоели отратраченные трассы, и наскучили канатные дороги. Пешочком топаем на вершину, не оборудованную подъемниками, и, с огромной радостью в глазах, несемся вниз по неподготовленному склону на своих любимых глыжах/борде.

Бэксайд (англ. Back side - “задняя сторона”) - поворот, выполняемый на заднем канте.

Бэкфлип (англ. Back flip - “сальто назад”) - кувырок через голову, заднее сальто.

Вальсет (франц. Valse ) непрерывное вращение лыжника вдоль вертикальной оси на плоских

Ведельн - короткие сопряженные повороты.

Годиль (франц.) короткие сопряженные повороты в лыжном спорте (то же, что и ведельн).

Горнопляжник - вид отдыхающих на горнолыжном курорте, для которого катание на лыжах имеет не основную цель. Проще говоря, это индивид, предпочитающий проводить время на горе, нежась на солнышке в шезлонге. Глыжи/борд используются в качестве средства для спуска с этой самой горы.

Грэб (англ. Grab -“захват”) разновидность трюка, при котором райдер в полете делает захват доски рукой. Так же, как и сами трюки, различные грэбы имеют собственные названия в зависимости от того, какой рукой и какое место борда захватывается.

Гуффи (англ. Goofy - “бестолковый, глупый”) - общепринятое название бордистов ставящих вперед правую ногу. Противоположность Гуффи - Регуляр (Regular). Термин Goofy в действительности не означает, что стойка не правильная, и тем более не говорит об умственных способностях райдера.

Дакфут (англ. Duckfoot ) - стойка на сноуборде, при которой задняя нога развернута под отрицательным углом. Вспомните уроки физкультуры, "пятки вместе - носки врозь", вот это и есть дакфут. Такая стойка популярна среди опытных фристайлеров, потому что позволяет надежно приземляться в свитче (то есть обратной стойке) при прыжках с трамплина и катании в пайпе.

Джиббинг (англ. Jibbing )- акробатика, прыжки, скольжение и передвижение на джиблайне (натянутой стропе), и гранях искусственных конструкций. Джиббинг - всесезонное развлечение, скольжение по джиблайну возможно на роликах, скейте и даже просто в кроссовках. Но нас интересует зимние виды спорта. Если увидите бордера/глыжника, скользящего по граням непонятных фигур, то это джиббинг.

Камус - длинная ворсистая лента, надевается на подошву лыжи для облегчения подъема в гору. Используется в скитуре.

Кант (англ. Cant - “скошенный, срезанный край”)- один из элементов конструкции горных лыж или сноуборда - металлическая кромка скользящей поверхности. Имеет определенный угол заточки. Предназначена для предотвращения проскальзывания лыж. Канты бывают внешними и внутренними, горными (верхними) и долинными (нижними)

Кантование - изменение угла постановки лыж/борда на ребра по отношению к снежной поверхности. Закантовка — увеличение угла кантования, раскантовка — уменьшение, более плоское положение лыж на снегу.

Карвинг или фрикарв (англ. Carving/ Freecarve ) - резаные повороты по трассе и вне трассы, скорости на пределе, плотный снег с ледяной корочкой. Стиль катания - без проскальзывания. Карверы держат доску под большим углом к снегу в повороте, и при перекантовке доска отрывается от земли. Как результат, карверы в состоянии оставлять следы толщиной с карандаш на снегу и пролеты нетронутого снега при перекантовке. Очень эффективны повороты опытных карверов, буквально ложащихся на склон в стремительном маневре. Общепринятое сокращенное обозначение C .

Квотэ-пайп (англ. Quarter pipe ) - разновидность халф-пайпа в виде четверти круга.

Кикер (англ. Kicker ) - сленговое название трамплина.

Купинг (англ. Сoping ) - гребень халф-пайпа.

Лайнер (англ. Liner ) - мягкий внутренний сапожок, вставляющийся в жесткий пластмассовый наружный ботинок.

Лург - шест или палка, используемая при катании стилем телемарк.

Магель - твердый, покрытый льдом бугор из искусственного снега.

Могул (англ. Mogul ) - катание по буграм. Также вид спорта представляющий собой свободный спуск на горных лыжах по бугристому склону (длиной до 250 м), по максимально точной прямой, с обязательным исполнением двух прыжков. В Могуле бугры (кочки) располагаются по трассе в шахматном порядке, задача спортсмена - спуститься максимально точно по прямой, от выбранной им точки старта и ни в коем случае, кроме как при заходе на трамплин для двух обязательных прыжков, не допускать опоры на палки обеими руками.

Нолли (англ. Nollie ) - Трюк в фристайле, схож с Ollie, только толчок происходит носом доски, вместо хвоста.

Олли (англ. Ollie )- один из базовых трюков фристайла. Способ подпрыгнуть без трамплина, сначала поднимая переднюю ногу, а потом - заднюю, одновременно толкаясь хвостом доски. Первым придумал скейтбордист Алан Гелфанд (Alan Gelfand). Олли - его кличка.

Оп-тракен (англ. Up- tracken ) - опережающий подскок. Применяется при преодолении бугров резкого профиля или спадов, помогает сократить дальность полета после отрыва и контролировать траекторию движения.

Паудер (англ. Powder -“пудра”) - мягкий, свежевыпавший снег.

Плуг - самая простая техника скольжения, торможения и поворотов на пологих склонах. Выполняется на поставленных под углом лыжах со сведенными носками.

Подхлест - короткое выталкивание лыж вперед при входе в поворот (уменьшенный авальман).

Прорайдер (англ. Prorider )- профессиональный райдер, профессиональный горнолыжник, сноубордист.

Радикал (франц. Radical - “радикальный, решительный”) - определенная манера катания на доске, доведенная до крайности.

Ратрак — специальная снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу, используемая для подготовки горнолыжных склонов. Также ратраки могут использоваться для транспортировки или спасательных работ в соответствующей местности.

Реверт (англ. Revert - “возвращаться, поворачивать назад”) Переход из Фэйка в переднюю стойку или наоборот, обычно без отрыва доски от снега.

Регуляр (англ. Regular - “обычный”) - общепринятое название сноубордистов при катании ставящих на борд вперед левую ногу. Противоположность Goofy (Гуффи).

Рейл (англ. Rail - “перила”) Традиционный элемент фан-парка - перила. Может быть как прямым, так и изогнутым. Один из обязательных снарядов в Джиббинге

Сваллоу-тейл (англ. swallow-tail - “ласточкин хвост”) - длинные борды с широким носом и хвостом, разделённым на две части подобно хвосту ласточки. Данные доски характеризуются увеличенной площадью скольжения, максимальной эффективной длиной кантов и способностью «всплывать» в снегу. Используются во Фрирайде.

Свич - (англ. Switch - переключение, резкое изменение) перемена стойки во время спуска, например из позиции регуляр в гуффи.

Серф - техника скольжения с плоским ведением лыж. Чаще всего применяется на мягком и глубоком снегу, на изрытых слаломных трассах.

Ски-бас (англ. Ski-bus - “лыжный автобус”) - изначально - специальный автобус, курсирующий по курорту и между курортами по определенному расписанию, развозя гостей курорта от отелей до подъемников и обратно (проезд, как правило, включен в стоимость ски-пасса). Но в нашей ситуации ски-басом называют автобус, курсирующий по определенному расписанию (1-2 раза в неделю, туда и обратно) между ГЛК и ближайшим крупным населенным пунктом.

Скидо - катание на детских моторных санях по собственному маршруту, максимальная скорость 4 км/ч.

Ски-пасс (англ. Ski-pass - “лыжный пропуск, билет”) - абонемент в виде пластиковой карты для пропуска на подъемники. Приобретается в кассах на горнолыжном курорте. Различается по зонам катания, по времени.

Ски-тур (англ. Ski-tour ) - отсутствие подъемников и всякой другой инфраструктуры, полное единение с природой! Встаем на лыжи, и топаем в горы. Но не забываем очень важный нюанс: лыжи с камусом, конструкция ботинок позволяет ноге сгибаться, крепления дают возможность отрывать пятку. При необходимости пятка фиксируется и, оп-ля!, ваши горные лыжи готовы к использованию.

Слалом (норв. Slal am - лыжный след на склоне) соревновательная дисциплина в горных лыжах и сноубординге, представляющая собой скоростной спуск с горы при котором спортсмен должен как можно быстрее спуститься при условии прохождения всех обязательных, специально расставленных на склоне ворот. Общепринятое сокращенное обозначение SL .

Слоупстайл (англ. Slopestyle ) - тип соревнований, состоящий из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и т.д., расположенных последовательно на всем протяжении трассы. Общепринятое сокращенное обозначение SS .

Сноублэйд (англ. Snowblade - “снежные лезвия”). Короткие лыжи с ростовкой от 60 до 100 сантиметров со стандартными горнолыжными креплениями. Из-за особенностей конструкции имеют маленький радиус поворота.

Сноу-парк (фан-парк) (англ. Snow-park , Fun-park)- искусственный парк на склоне, выстроенный из снега и искусственных элементов, для фристайла и прыжков, в основном, для сноубордистов.

Телемарк (норв. Telemark ) - особый, старый норвежский стиль катания на горных лыжах. Название стиля пошло от норвежской провинции Telemark откуда родом популяризатор этого стиля катания Сондре Норхейм (Sondre Auversen, 1825-1897). Телемаркеры используют особую технику катания. Катание производится на лыжах со специальным креплением, не закрепляющем пятку. Вместо лыжных палок иногда используется шест. Общепринятое сокращенное обозначение TM .

Тюбинг (англ. Tubing ) - спуск с горы на надувных санках, матрасах, автомобильных камерах и т.п.

Фрирайд (англ. Freeride - “свободное катание”) «свободное катание» в прямом и переносном смысле, полная свобода действий. Никаких отратраченых трасс, никаких подъемников поблизости, никаких толп плюша. Заброска до мест, пригодных для фрирайда возможна на снегоходах. Катание по нетронутому снегу, с разным радиусом поворотов, по любым типам склонов. Общепринятое сокращенное обозначение FR .

Фристайл (англ. Freestyle - “свободный стиль”) - свободный стиль катания. Для глыжного фристайла характерны балет, могул и акробатические прыжки. Для бордического фристайла характерны джиббинг, катание в хайф-пайпе, всякого вида скольжения и вращения на пологом склоне. Общепринятое сокращенное обозначение FS .

Фрихил (англ. Freeheel - “свободная пятка”) то же что и стиль катания Телемарк.

Фэйк (англ. Fakie ) катание в обратной стойке, не характерной для вашего обычного катания. Для гуффи фэйком будет катание с стойке регуляр, для регуляра - в стойке гуффи.

Халф-пайп (англ. Half-pipe - “ половина трубы”) - вогнутая конструкция, покрытая снегом, с двумя встречными скатами и пространством между ними, позволяющее спортсменам двигаться от одной стены к другой, делая прыжки и выполняя трюки при каждом перемещении. Халф-пайпом так же называют олимпийскую дисциплину зимних видов спорта. Общепринятое сокращенное обозначение HP .

Хели-ски (англ. Heliskiing ) - разновидность фрирайда, сущность которого состоит в спуске по нетронутым снежным склонам, вдалеке от подготовленных трасс с подъёмом к началу спуска на вертолёте. Использование вертолёта для подъёма позволяет находить различные варианты спусков с гор в условиях первозданной, нетронутой вторжением человека природы, куда другим способом быстро подняться нет возможности.

В.М. Алексеев
Журнал КиЯ №2 1964г

Водные лыжи быстро нашли признание во многих странах мира и а настоящее время по различным видам воднолыжного Спорта уже проводится чемпионат мира. Кто и когда был основателем этого нового вида спорта - неизвестно. Одни утверждают, что первыми были жители Альп, пытавшиеся скользить по воде на своих обычных лыжах, на которых они Спускаются со снежных вершин; другие считают водные лыжи разновидностью досок для катания по волнам - развлечения, давно известного жителям Гавайских островов.

При скольжении спортсмена по воде на плоской поверхности (будь то водные лыжи либо акваплан, буксируемые катером, или просто доска, скользящая по скпону волны под действием силы тяжести человека) на ее нижнюю поверхность действует сила Т, направленная перпендикулярно плоскости этой глиссирующей поверхности. Эту силу Т можно разложить на две составляющие; силу R, направленную горизонтально, и силу А, направленную вертикально. Сила R - это сопротивление воды движению глиссирующей пластины, уравновешиваемое силой тяги Рн катера; сила А - это сила гидродинамического поддержания, которая уравновешивает вес спортсмена Рс.

Силу А подсчитывают по выражению:
А = К51Sv 2 ,
где S - общая смоченная площадь пластины, м2; v -скорость движения, м/сек.

Значение коэффициента К зависит от отношения длины пластины l к ее ширине b (для водных лыж l /b=10) и
от угла встречи пластины с набегающим потоком воды - угла атаки а. Для водных лыж обычно К=0,06. Из приведенного выше уравнения видно, что размеры лыж зависят от скорости движения лыжника по воде.

Виды воднолыжного спорта. В настоящее время спортсмены-воднолыжники объединены в Международный Союз водных ль1Жников. Международные соревнования по водным лыжам впервые проводились во Франции в 1949 г. В СССР первые крупные соревнования были проведены в 1962 г, Соревнования проводятся по следующим видам: слалом, прыжки с трамплина и фигурное катание. Международным союзом водных лыжников установлены единые правила проведения соревнований.

Слалом. Каждый участник должен пройти стартовые контрольные ворота шириной 4 м, обогнуть 6 буев, расставленных на 90 м один от другого, и пройти финишные ворота (также шириной 4 м). Ворота отмечаются буйками. Если лыжник коснется буя или не сможет его обогнуть, ему начисляют штрафные очки. Катер, буксирующий лыжника, делает первый галс по середине трассы со скоростью 42, а второй (обратный) - со скоростью 45 км/час, и проходит контрольные ворота с предписанной скоростью. Скорость катера-буксировщика контролирует судья.

Лыжнику предоставляется право выступать на двух или на одной лыже.

Прыжки. Прыжки проводят с трамплина высотой 1,В м для мужчин и 1,5 для женщин; ширина его 2 на 3 м. Засчитывается только длина прыжка.

Фигурное катание. В фигурном катании учитывают как стиль исполнения, так и сложность фигуры; катание проводят на двух и на одной лыже. Вот некоторые упражнения: движение на одной лыже, поворот на 180° и движение спиной вперед; движение, держась за ручку стропа ногой, зубами, шеей; прыжок через буксирный трос и т. д.

Катер-буксировщик. Для буксировки лыжников подходит любой катер со скоростью хода более 35 км/час. Начинать обучение нужно на малых скоростях, так как при падении на большой скорости можно разбиться о воду. Для опытных лыжников, желающих заниматься регулярно, нужен катер с мощным мотором (60 на 100 л. с.) и скоростью до 55 км/час.
Буксирующий лыжника катер должен плавно и легко набирать скорость. Кроме того, у катера должна быть невысокая кормовая волна, так как высокий «петух» за транцем мешает лыжнику делать крутые резкие повороты и вызывает резкие рывки в тросе. И, наконец, третье требование: катер-буксировщик должен обладать большой поперечной остойчивостью, чтобы опасность опрокидывания от бокового рывка троса, за который держится лыжник, была исключена. Обычно остойчивость катеров с широкой плоской кормой вполне достаточна.

Спортсмена может буксировать даже легкая моторная лодка с подвесным мотором (например, «Казанка»). Автор ходил на водных лыжах за спортивной мотолодкой типа «Стрела» с мотором «Москва».

Если лыжника буксирует легкая мотолодка, трос следует крепить за рымы, укрепленные на транце приблизительно на 10 см ниже кромки палубы. Для обеспечения поворотливости буксировщика лыжник на циркуляции должен поворачивать по радиусу, значительно большему, чем радиус циркуляции мотолодки. Это обстоятельство никогда не следует забывать, используя малые катера и мотолодки.

На большом и мощном катере буксирный трос лучше всего крепить за битенг на высоте около 50 см над палубой в центре вращения катера (несколько впереди плавника-стабилизатора).

Лучше всего для буксировки лыжников подходят глиссирующие катера с водометным движителем; при использовании их нет опасности поранить спортсмена винтом катера, и лыжник может стартовать с мелководья.

Как мы уже знаем, люди, стоящие на лыжах, своим весом давят на поверхность воды, поэтому, чтобы не погрузиться в воду, они должны передвигаться по ней со скоростью тем большей, чем больше их вес и чем меньше размер лыж. Это требует увеличения мощности мотора катера-буксировщика. Для катера длиной 4,5 и шириной 1,35 м число и вес буксируемых спортсменов зависят от мощности мотора так:

Лыжи. Водные лыжи для каждого вида соревнований имеют некоторые особенности в конструкции и размерениях. Размеры лыж зависят и от веса спортсмена.

Обычные лыжи для катания с целью развлечения имеют ширину 18 и толщину 1,5 см; длину их выбирают в зависимости от веса спортсмена:

Носки лыжи слегка закруглены, а лыжа в целом может иметь небольшую выпуклость в сторону скользящей поверхности. Лыжи к ногам крепятся эластичными резиновыми креплениями, подгоняющимися по ноге.

В случае падения спортсмена лыжи должны легко сниматься с ног и всплывать рядом с лыжником.

Лыжи для прыжков с трамплина делают несколько тяжелее; их центр тяжести обязательно должен находиться позади носовых креплений настолько, чтобы при прыжке лыжи провисали назад и не могли воткнуться в воду носками (при этом лыжник может разбить о воду грудь и живот, растянуть связки в голеностопных суставах).

Опытные лыжники-слаломисты часто выступают на одной лыже длиной 180 и шириной 20 см. Такая лыжа, кроме обычного крепления, оборудуется еще одним носовым креплением, расположенным за первым. Спортсмены иногда катаются даже на лыжах с размерами 165X18 см. Чтобы такие лыжи лучше управлялись, их зауживают к концам так, что они напоминают по форме банан.

Лыжи для фигурного катания, в принципе, ничем не отличаются от слаломных, только их делают более изогнутыми.

У задних концов скользящей поверхности лыж для повышения устойчивости приделывают легкий алюминиевый плавник. Лыжи с таким плавником обычно используют начинающие спортсмены.

Трос. Для буксировки спортсменов можно использовать любой мягкий трос длиной от 18 до 30 м. Хорош капроновый шнур диаметром 6 на 8 мм, который не гниет от частого намокания, легок и не образует при распускании из бухты так называемых «колышек» (узелков). Подойдет и манильский трос.

Лучше всего, если трос окрашен в яркий цвет и плавает на поверхности; тогда спортсмен хорошо его видит, и трос наверняка не попадет в винт катера. За границей на трос надевают специальную пластмассовую рубашку, которая поддерживает его на плаву.

Для проведения соревнований по водным лыжам общая длина троса должна быть 22,5 м; из них 1,5 м длины - стропы для рукояток. Рукоятки круглого или овального сечения изготовляют из дерева либо пластика. Концы стропов соединяют между собой на коуш, а коуш каждого стропа с помощью карабинов, скоб или вертлюгов - с коушем троса.

Для фигурного катания используют специальное приспособление: поперечная рукоятка крепится к тросу стальным бугелем с рымом; по бугелю скользит крепление для ноги, которое используют при буксировке за стопу ноги.

Обучение.
Прежде всего необходимо отметить, что заниматься водными лыжами могут только здоровые и, во всяком случае, умеющие плавать люди. При падении лыжник должен уметь не только держаться длительное время на воде, пока катер развернется и подойдет к нему, но и быстро освобождаться от лыж. Начинающие при занятиях на воде должны надевать спасательные жилеты, бушлаты или надувные пояса.

Строп для слалома.
1 - рукоятки; 2 - коуш; 3 - буксирный трос. А - узел заделки стропов в ручке

Ручка для фигурного катания.
1 - рукоятка; 2, 3 - бугель; 4 - буксирный трос; 5 - поясок для стопы.

Легче и быстрее других проходит обучение "снеговых" лыжников и слаломистов, привыкших удерживать равновесие в самых трудных условиях.

Начинать обучение надо на берегу. Сначала одевают носовое крепление, ллотно подгоняют пяточное крепление и зажимают регулировочные винты. Ручки троса держат на вытянутых вперед руках. Обучающий держит трос натянутым. Ученик, сев на корточки, слегка расставив лыжи (но держа их параллельно) и держась за трос, поднимается на слегка согнутые ноги, причем вес тела находится за пятками. Тело удерживается тросом, слабину которого выбирает обучающий. Когда ученик усвоит первый урок и перестанет падать набок, приступают к обучению в воде, повторяя эти же упражнения.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы ученик держал Ль1жи параллельно натянутому буксирному тросу. Это обычно удается с трудом, поскольку лыжник теперь свободно плавает в воде. Сидя на задниках лыж, новичок подплывает к обучающему, который подтягивает его за трос. Лыжи должны чуть высовываться над поверхностью. Только после того как новички научатся управлять своим телом в воде, приступают к тренировкам с катером,начинать которые лучше на льжах большего размера.

Приняв исходное положение, показывают над поверхностью концы лыж в знак готовности к движению. Катер быстро и ровно, без рывков, набирает скорость. Плавно и энергично лыжник разгибается, держа лыжи под некоторым углом к поверхности воды и слегка откинувшись назад; набрав скорость, лыжи держат почти горизонтально.


Первый урок на берегу.

обучающийся из положения «сидя па лыжах» поднимается на ноги

Первый урок на воде.
Удержание равновесия в воде.

Лыжник начинает движение на лыжах, выпрямляя ноги.

Если в качестве буксировщика используется мотолодка с маломощным мотором, стартуют с бонов. Лыжник садится на бон, надевает лыжи, раскладывает трос и делает знак начать движение. За 2-3 секунды до того, как трос вытянется, лыжник соскакивает с бона на лыжи; лыжи не успевают провалиться глубоко, и поэтому сопротивление лыжника еще не очень велико. Мотолодка быстро переходит в режим глиссирования и вытаскивает лыжника на поверхность. Хорошо стартовать с листа фанеры, стоя на мелководье.


Прыжок с трамплина.


Лыжник ногами смягчает толчок о настил трамплина

Классическое выполнение прыжка.

Чтобы легко делать повороты, надо помнить, что на циркуляции катер обычно уменьшает скорость, поэтому лыжник должен поворачивать по кривой большего радиуса, выходя на внешнюю сторону поворота. Чтобы повернуть, спортсмен наклоняется внутрь поворота, загружая внутренние канты лыж. Резкие повороты можно делать за счет изгиба в тазобедренном суставе, аналогично тому, как слаломисты делают угловое движение на снегу.

Чтобы остановиться, лыжник делает знак катеру. Катер останавливается, и лыжник, пройдя еще несколько метров, плавно опускается в воду. Можно высадить лыжника на бон или другое судно. Для этого катер проходит на расстоянии 4-5 м от судна или бона, лыжник заранее отпускает трос и останавливается у намеченного места. Естественно, что такой способ требует из вестной тренировки и развитого глазомера.

Можно останавливаться, выехав на мелководье. Здесь льжник, потеряв скорость, легко опускается на дно водоема. Надо выставить одну ногу вперед на 10-15 см и перенести вес тела на заднюю ногу, чтобы не упасть вперед при резкой остановке, когда лыжи соприкоснутся с грунтом.

Прыжки. Хорошо усвоив движение на двух лыжах и научившись поворачивать, переходят к изучению техники прыжка.

Сначала прыгают с кормовой волны катера, пересекая его кильватерную струю с одной стороны на другую; затем переходят на трамплин. Размеры верхнего стола трамплина 2X5 м. Высоту верхней кромки регулируют в зависимости от подготовки спортсменов. Начинают, конечно, с небольшой высоты и небольшой скорости буксировки. Катер идет к трамплину и проходит рядом с ним на расстоянии 4-5 м. Лыжник выходит на параллельный курс и направляется на трамплин, стоя со слегка согнутыми коленями и выпрямленным телом, а въехав на трамплин, слегка поджимает ноги, группируясь. В полете он снова распрямляется, а затем, упруго сгибая колени, «приводняется». Движения спортсмена аналогичны движениям лыжника, преодолевающего небольшой бугор при спуске с горы.

Далее упражнение усложняют, увеличивая скорость. Классическим прыжок станет тогда, когда лыжник на скорости 57 км/час (для женщин 50 км/час) подъезжает к трамплину в высокой стойке, приседает, отталкивается от него ногами и летит выпрямившись над водой. Лыжи держат в полете горизонтально или чуть приподняв носки. Коснувшись воды, лыжник продолжает свой путь.

Слалом на одной лыже. Спортсмен сначала скользит на двух лыжах, затем снимает одну из них и оставляет ее на воде, а свободную ногу ставит на лыжу сзади. Теперь, изгибая тело и становясь чуть на ребро лыжи, спортсмен может изменять направление движения.

При прохождении трассы слалома используют лыжу шириной 20 см, оборудованную двумя креплениями. К буксирному тросу крепят рукоятки для левой и правой руки.

Высшей техникой езды на лыжах является фигурное катание на одной или двух лыжах с использованием специальной рукоятки.

Изготовление простейших лыж. Водные лыжи имеются в продаже, но стоят они сравнительно дорого (дороже слаломных). Естественно, что многие спортсмены делают водные лыжи самостоятельно, тем более что это несложно.

Размеры лыж выбирают в зависимости от веса спортсмена. Материалом служат доски и фанера.

Доску размечают согласно принятой длине. Ножовкой делают поперечные пропилы у носка. Затем на район пропилов, смазанный водостойким клеем, накладывают кусок фанеры, подклады-вают деревянный брусок - клин, обработанный по форме загиба носка,- и прижимают к нему лыжу струбциной. Фанера, приклеившись, не дает концу доски разогнуться; заготовку лыжи оклеивают любой тканью на водостойком клее.

Лучше всего склеить лыжи из фанеры.
Два листа фанеры (1500X1500 мм) склеивают, пристыковав их «на ус», затем выпиливают полосы нужной ширины (180X200 мм) и собирают их в пакет до получения заданной толщины. Полосы промазывают клеем и укладывают на деревянный брус (поверхность которого выстрагивают по форме лыжи), прижимая струбцинами или гвоздями. После склейки лыжи подстругивают, шкурят и окрашивают. Краску во время эксплуатации постоянно подновляют. Следует помнить, что малейшая царапина или потертость значительно сокращает срок службы лыжи; в результате набухания и коробления форма лыж значительно меняется, затрудняя их использование.

Крепления.

1 - носовое крепление (резина); 2 - пяточное крепление (резина); 3 - прижимная планка (металл, фанера); 4 - шурупы; 5 - барашки.

Форма лыжи в плане может быть самая разнообразная. Обычно максимальная ширина расположена посередине; к носу лыжа слегка закругляется, а к заднему концу идет прямо или зауживается, что облегчает выполнение поворотов.